Анатолий Праудин родился в Риге, 24 апреля 1961 года. После армии учился на факультете режиссуры у гениального Александра Александровича Музиля, единственного в то время представителя кинической школы. Собственно, о своих студенческих годах и учителях рассказать может правдиво только сам бывший студент, поэтому на нашем сайте отдельная статья посвящена именно этой теме. А сейчас - о другом...
Школьный оркестр
Анатолий Аркадиевич окончил театральный институт в 1986 году.
Служил во Владимирском драматическом театре. Затем - работал в Свердловске. в ТЮЗе. Далее - Рига, Челябинск, Одесса, Омск, Саратов, Амстердам, Санкт-Петербург.
С июня 1996 по 1998 год - художественный руководитель Театра Юного Зрителя в Петербурге.
Чемпион Латвийской ССР по самбо.
Кандидат в мастера спорта по дзю-до.
В Петербурге создал собственную "Экспериментальную сцену" под крышей театра-фестиваля "Балтийский дом".
Актёры в "Мастерской" Праудина - удивительные, необычные, талантливые. Все спектакли этой труппы можно назвать шедеврами. В один чудесный день попав на их спектакль - уже невозможно забыть о них. Каждый - личность, и все вместе - слаженный, удивительный творческий коллектив. Зритель влюбляется в них - в каждого отдельного актёра и во всех вместе, и эта любовь уже не покинет сердца... забыть их спектакли - невозможно, не думать и не помнить о них - немыслимо... не переживать раз за разом на протяжение многих последующих дней каждый увиденный спектакль, сюжет - нереально...
Сегодня мы поговорим только об одной из постановок театра - о "Школе"...
Праудинская школа...
Школа
Актёры и персонажи:
Костя - Сергей Андрейчук
Вова - Сергей Ионкин
Рита - Маргарита Лоскутникова
Лена - Алла Еминцева
Эля - Ирина Муртазаева
Настя - Анна Щетинина (актриса Интерьерного театра)
Он из будущего – Александр Пантыкин/ Александр Фридман
Премьера состоялась - 9 мая 2012. Спектакль идёт более двух часов, которые кажутся по завершении... одной минутой и целой жизнью...
Песня о водолазах
Спектакль "Школа" - это ностальгические этюды о школьных годах. 1970-е, 80-е, 90-е, начало 2000-х... Воспоминания о жизни и смерти, о дружбе, о любви и предательстве, о тех, кого мы любили и уважали, и о тех, чью память чтим и по сей день...
Воспоминания о юности и любви
Неожиданно всплывающие из детства, но с годами переосмысленные события нисколько не теряют своей актуальности...
Ленин с косой
Канун празничного выступления. Школьный оркестрик без руководителя, идёт репетиция репетирует... Неожиданно, из простых, на первый взгляд разговоров, выкристаллизовываются серьёзные философские темы... постепенно между участниками действия нарастает конфликт...
О школьной любви
Откровения и воспоминания представителей разных поколений неожиданно и парадоксально выстраиваются в живописный и нелицеприятный портрет наступившей эпохи.
В зале - тишина... кажется, все затаили дыхание... каждый по-своему воспринимает услышанное...
Эмоции - словно маятник - раскачиваются из стороны в сторону... у многих на глазах слёзы...
Ах, какими же разными бывают слёзы!!! От какой-то светлой, детской радости, от боли всплывающих вдруг воспомианий, от умиления, от сьыда за некогда содеянное, от жалости об упущенном, от чистого, искреннего смеха...
Музыканты. "Школа"
Живая, до боли знакомая музыка в спектакле... песни, которые пели наши родители, потом мы... которые поют наши дети... И как по-разному слышат одни и те же слова герои спектакля!!! Как стараются они понять нечто ускользающее...
Мастерская Праудина. Малая сцена Балтийского дома
Актеры работают на полуимпровизации. Каждый раз смотришь спектакль словно в первый раз... Есть выстроенная форма, но нет границ... Полная свобода действий. Поток жизни.
Пионерка
У всех нас, сидящих в зале, различные судьбы. Все мы получили разное образование и воспитание тогда, в детстве... У всех нас разные воспоминания о школе и о детстве... Но время, эта магическая величина... Оно обладает уникальной способностью уравнивать всех. Тогда, в прошлом, мы все равны, мы все были школьниками и студентами, детьми и подростками...
Мы все проходили, изучали, преодолевали первые настоящие уроки, которые преподавала нам Жизнь...
По сравнению с первой дружбой, с первым разочарованием, с первой любовью, с первым предательством, первыми значимыми достижениями, первыми серьезными ссорами и примирениями, математика, физика, биология, химия начинают казаться не такими уж и сложными науками.
Ленок из "Школы"
В детстве и юности все принимается очень близко к сердцу.
Оканчивающая школу Ретузик показывает обручальное кольцо, которое ей некто Сережа подарил в знак того, что после выпускного они поженятся. И тут же – рассказ о том, как она в первом классе влюбилась в этого смущающегося мальчика, которого пригласила на день рождения. Он пришел последним, а она ждала его больше всех! Так ждала, что даже живот у нее разболелся. Сегодня бы сказали: «От нервов». А тогда, в детстве, казалось, что от любви. Эта выросшая школьница в коричневой форме в моменты наивысшего эмоционального накала своего рассказа даже встает на пуанты (она же, как все советские девочки, хореографией занимается). А потом вдруг выскочит из этого образа (тут актеры Праудина демонстрируют виртуозное владение брехтовской системой отстранения, когда артист не переживает жизнь своего персонажа, а рассказывает о ней), залезет на табуретку и противным «пионерским» тоненьким голоском отличницы пропищит: «Слова – Роберта Рождественского! Музыка – Оскара Фельцмана! «Огромное небо»!»
Сцена из спектакля
И ВИА начинает играть ту самую драматичную песню про молодых летчиков, которые не позволили самолёту упасть на город... ценой собственных жизней...
А затем зрители слышат со сцены страшилки про мавзолей и про мертвецов... кто не рассказывал и не слушал подобные истории по ночам в пионерских лагерях... вы помните как это было?.. Ведь помните, да?..

Потом - рассказы о неудачных свиданиях, когда парни шутят так глупо и нелепо, что все романтические чувства к нему вмиг исчезают...
А ещё про то, как любимый мальчик, вместо того чтобы подать руку, когда девочка под лед провалилась, испугался и убежал, а на следующий день в школе спросил: «Как дела?» – и глупо улыбнулся…

Медленно- медленно, в ритме того же маятника, история движется к финалу. Уже не слышатся веселые байки и смех.
Смешную пацанку Ленку, девочку в штанах и кепке, шмыгающую носом и задирающую парней, во дворе поймала местная шпана и накануне выступления подбила ей глаз. Мальчики из ВИА, узнав, кто именно ее избил, пасуют. Куксятся, что-то бормочут себе под нос, и ясно, что на защиту Ленки, главной на подтанцовке, не встанут. И тогда в бой идут одни девочки.
Спектакли на сцене Балтийского Дома
Девочки возвращаются в разодранных одеждах, окровавленными лицами.
Слышится испуганный возглас:: «А глаз-то у меня остался?!». Изуродованные, избитые мужчинами, но довольные тем, что отстояли свою подругу, они начинают обрабатывать друг другу раны, заботливо помогают остановить кровь, забинтовать руку...
А чуть позднее - они, на глазах из "мальчишек" оркестра, со словами "А, всё равно здесь никого нет!", раздеваются до белья, обмазывают друг друга красной краской (удивительный, ужасающе-прекрасный способ скрыть следы крови на лицах и телах перед грядущим выступлением... только женщины могут даже в беде думать о том, как они выглядят, не сдаваться ни перед чем...)
А затем… они начинают страстно целоваться. Четыре женщины – не девочки, не школьницы.
Цепочка замыкается...
Финал спектакля
Становится ясно, к чему были все эти истории про несостоятельных мальчишек, поступки которых казались дурацкими, инфантильными, детскими. Эти мальчики вырастут потом во взрослых инфантилов и так же продолжат пасовать перед проблемами, так же будут оставлять своих женщин сражаться за себя самостоятельно.
Женщины...
И женщинам ничего не останется, как быть такими, какими делает их жизнь... сильными, ловкими, мужественными... и при этом - слабыми, уязвимыми, и бесконечно, трогательно - женственными...