Кружевоплетение… зародились это искусство в глубокой-глубокой древности. Ещё в священном писании говорилось о невесомых, прозрачных, пышных покровах, коими украшали алтари и одежды священнослужители.
Древние египтяне носили одежду с кружевной каймой и вышитым по ней орнаментом. Неизвестно, носилась ли такая одежда во время исполнения обрядов или она считалась просто красивой. Но факт остаётся фактом. Первые кружева в один чудесный день были кем-то изобретены и существовали уже во времена фараонов. Это доказано благодаря не только рисункам, но и сохранившимся в пирамидах элементам одеяний.
Филейная работа (плетение сеток) известна с незапамятных времён. Украшать сетки вышивками начали не намного позднее. Но только к концу 15 в. начали появляться изумительнейшие ажурные полотна, незамедлительно ставшие мечтой, вожделенным предметом обладания для тех, кто имел возможность позволить себе подобную роскошь.
Понятие "кружево" включается 3 отдельных техники: шитьё иглой, плетение на коклюшках, и вязание крючком или на прутках. Кружевом считаются шитое и плетеное. Третий вид представляет другой технический вид — вязку, лишь в некоторых моментах грубо имитирующую плетение. Игольное шитое кружево в России не исполнялось, а плетеное кружево, наоборот, достигло широкого развития, превратившись в новый вид декоративно-прикладного искусства.
Единого мнения о стране-родоначальнице кружева, к сожалению, не существует.
Но попробуем на несколько мгновений окунуться в историю...
Некоторые историки отрицают факт зарождения кружевоплетения на Востоке, ибо (по их мнению) столь изысканное, изящное искусство могло развиваться только в романтичный, жизнерадостный, яркий период Возрождения. Где же тогда появилось первое кружевное полотно?
Французские кружева - мечты всех аристократов мира
Супруга французского короля Генриха II Екатерина Медичи выписала некоего итальянца Фидерика Винчиоло, который в 1587 году издал самый полный перечень кружевных узоров.
Кружева использовали не только для украшения женских и мужских платьев. Кружевами украшались также мебель, особенно кровати. Кружевами обшивали сапожки модниц, и даже салоны экипажей.
Кружевные манжеты, воротнички, расшитые кружевами камзолы и платья стали неотъемлемой частью гардероба знатных особ.
Французская знать чрезвычайно охотно тратили огромные суммы денег на кружевные ткани. Но так как во Франции кружева в те времена ещё не плелись, покупать их приходилось во Фландрии. Разумеется, происходил большой отток денег из страны, что абсолютно не входило в планы правительства. Но венецианские кружева были единственными тогда в мире профессионально, искуссно выполненными кружевами!
В конце XVII в были основаны французские королевские мануфактуры в городах Седан, Алансон, Кенуа, Аржантон, Реймс. Нанято для работы было 30 кружевниц из Фландрии. Они же обучали строго отобранных учениц.
Уехавших флорентийских мастериц преследовали и пытались вернуть во Флоренцию как преступниц, выдававших секреты производства кружев. Говорят, что те из них, кто отказался вернуться, внезапно и беспричинно погибли.
Обученные французские кружевницы с присущим им аристократизмом и шармом у привнесли в технику плетения кружев уникальный французский шик.
Алансонское шитьё приобрело славу во всём мире, да и по сей день оно остаётся непревзойденным по красоте и исполнению.
В Валансьене кружевницами была изобретена тончайшая узорчатая сетка. Узор не имел рельефности, поэтому одежда из такой сетки была удобна и практична.
Черное шелковое Шантильи – еще один вид кружев, изобретённый Екатериной де-Роган в 18 в.
Схемы и узоры для кружев выполняли художники - орнаменталисты. Это настоящее искусство!!! Их имена известны и по сей день, это: Франсуа Бонеме де Фалезом, Жан Берен, Луи Булонь, Франсуа Буше.
Король Англии Эдуардом III в 1363 г, защищая интересы внутреннего рынка страны, запретил ввоз в страну иноземных кружевных вуалей.
С конца 15 в. в моду входят огромные воротники фрез, словно волной окружавшие шеи модниц и модников. Края их украшались зубчиками.
"Для создания зубчиков возникло известное "punto in aere"(стежки в воздухе), а затейливые кружевницы стали делать эти зубчики шире и шире, придумывая виртуозные узоры, соединяя их тончайшими нитками, вплетая в них конский или даже .человеческий волос для придания рельефности цветочным и растительным орнаментам."
Венецианские орнаменты и узоры кружев соединялись в тончайшие нитки-связки. Такой тип кружев получил название гипюр.
Для коронации Ричарда III в 1493 году роскошные полотна кружев и гипюра были доставлены по заказу в Англию .
"Итальянские кружева отличались неповторимым изяществом и высоким художественным мастерством. За них платились баснословные деньги и вскоре во многих странах стали появляться законы, ограничивающие потребление столь дорогостоящих украшений. Художники в угоду богатым заказчикам изощрялись в изобретении новых рисунков. Кружевам давались названия и имена, самым известным был гипюр "point de rose”."
Первая половина 18в. ознаменовалась переходом к тюлевому кружеву, в коем орнамент переплетается тончайшей сетью c тюлем, образуя мелкие ячейки одинаковой формы.
"Обусловлено это изменениями, произошедшими в художественном стиле XVIII века. Невесомые и изящные орнаменты стиля рококо сменили пышный, но тяжеловесный орнамент стиля барокко.Главным кружевным центром Фландрии становится Брюссель. А вот самое популярное плетеное фламандское кружево становится известно в Европе как англеттер (английское). Объяснялось это продолжающимся запретом на ввоз импортных кружев в Англию. Но так как фламандские кружева были лучше английских,спрос на них был очень велик, и купцы прибегали к контрабанде и продавали фламандское кружево как английское."
Брюссельские коклюшечные кружева славилось тем, что фон и орнамент плелись одновременно. Пока техника не была полностью освоена - плелись такие кружева очень долго.
Но в серединв 18 в. технологию значительно упростили.
Славилось и флорентийское кружево малин. Характеризующий его орнамент типа рокайль, образовывался благодаря плотному переплетению нитей, и густым узорным сеткам общего фона. Главной отличительной чертой такой ткани являлся блестящий рельефный контур. Когда город, в котором изготавливали это кружево отошёл Франции, малин видоизменился на французский лад, но не потерял от этого своей уникальности.
Русское кружево
Название ремесла произошло, предположительно, от слова "окружать": в России испокон веков отделывали кайму на подоле, края рукавов шитыми орнаментами.
Отличить кружева, выполненные русскими девушками от настоящих флорентийских или французских было практически невозможно.
В начале 19 века начали появляться кружевные промыслы в разных городах России.-Славились своим мастерством кружевницы из Рязани, Вятки, Вологды, Тулы.
Интересен тот факт, что в каждой области были свои техники, приемы, секреты, по коим и можно было узнать их происхождение.
Отмена крепостничества на Руси привела к резкому сокращению плетения кружев. Когда мастерство начало вновь возрождаться - отличительные черты кружева разных областей настолько переплелись, что стали практически неразличимы. В 1883 году В Петербурге открыта была Мариинская практическая школа кружевниц. Там обучались самые способные девушки из различных губерний. Русское кружево пользовалось колоссальным успехом не только на территории России, но и во всём мире.
В тридцатых годах 19-го века произошло важное событие в мире моды. Был впервые соткан машинный тюль.
Это значительно упростило и удешевило изготовление кружев.
При плетении бобинного кружева берётся множество нитей, каждую из них нужно наматать на отдельную коклюшку или бобину. Узор будущего орнамента предварительно рисуется на листе бумаги, после чего протыкается в тех местах, где следует вкалывать булавки, на которых будут задерживаться и скрепляться нити. Такие рисунки называют сколками.
Кружева… Веяния моды капризны и быстротечны. Но есть вещи, существующие вне времени и моды. Изящество, элегантность и красота кружева неоспоримы и вечны. Искусство рчного плетения кружев живо и по сей день, это одно из самых красивых и кропотливых занятий, какие только существуют в мире увлечений.
Древние египтяне носили одежду с кружевной каймой и вышитым по ней орнаментом. Неизвестно, носилась ли такая одежда во время исполнения обрядов или она считалась просто красивой. Но факт остаётся фактом. Первые кружева в один чудесный день были кем-то изобретены и существовали уже во времена фараонов. Это доказано благодаря не только рисункам, но и сохранившимся в пирамидах элементам одеяний.
Филейная работа (плетение сеток) известна с незапамятных времён. Украшать сетки вышивками начали не намного позднее. Но только к концу 15 в. начали появляться изумительнейшие ажурные полотна, незамедлительно ставшие мечтой, вожделенным предметом обладания для тех, кто имел возможность позволить себе подобную роскошь.
Понятие "кружево" включается 3 отдельных техники: шитьё иглой, плетение на коклюшках, и вязание крючком или на прутках. Кружевом считаются шитое и плетеное. Третий вид представляет другой технический вид — вязку, лишь в некоторых моментах грубо имитирующую плетение. Игольное шитое кружево в России не исполнялось, а плетеное кружево, наоборот, достигло широкого развития, превратившись в новый вид декоративно-прикладного искусства.
Единого мнения о стране-родоначальнице кружева, к сожалению, не существует.
Но попробуем на несколько мгновений окунуться в историю...
Некоторые историки отрицают факт зарождения кружевоплетения на Востоке, ибо (по их мнению) столь изысканное, изящное искусство могло развиваться только в романтичный, жизнерадостный, яркий период Возрождения. Где же тогда появилось первое кружевное полотно?
Французские кружева - мечты всех аристократов мира
Супруга французского короля Генриха II Екатерина Медичи выписала некоего итальянца Фидерика Винчиоло, который в 1587 году издал самый полный перечень кружевных узоров.
Кружева использовали не только для украшения женских и мужских платьев. Кружевами украшались также мебель, особенно кровати. Кружевами обшивали сапожки модниц, и даже салоны экипажей.
Кружевные манжеты, воротнички, расшитые кружевами камзолы и платья стали неотъемлемой частью гардероба знатных особ.
Французская знать чрезвычайно охотно тратили огромные суммы денег на кружевные ткани. Но так как во Франции кружева в те времена ещё не плелись, покупать их приходилось во Фландрии. Разумеется, происходил большой отток денег из страны, что абсолютно не входило в планы правительства. Но венецианские кружева были единственными тогда в мире профессионально, искуссно выполненными кружевами!
В конце XVII в были основаны французские королевские мануфактуры в городах Седан, Алансон, Кенуа, Аржантон, Реймс. Нанято для работы было 30 кружевниц из Фландрии. Они же обучали строго отобранных учениц.
Уехавших флорентийских мастериц преследовали и пытались вернуть во Флоренцию как преступниц, выдававших секреты производства кружев. Говорят, что те из них, кто отказался вернуться, внезапно и беспричинно погибли.
Обученные французские кружевницы с присущим им аристократизмом и шармом у привнесли в технику плетения кружев уникальный французский шик.
Алансонское шитьё приобрело славу во всём мире, да и по сей день оно остаётся непревзойденным по красоте и исполнению.
В Валансьене кружевницами была изобретена тончайшая узорчатая сетка. Узор не имел рельефности, поэтому одежда из такой сетки была удобна и практична.
Черное шелковое Шантильи – еще один вид кружев, изобретённый Екатериной де-Роган в 18 в.
Схемы и узоры для кружев выполняли художники - орнаменталисты. Это настоящее искусство!!! Их имена известны и по сей день, это: Франсуа Бонеме де Фалезом, Жан Берен, Луи Булонь, Франсуа Буше.
Король Англии Эдуардом III в 1363 г, защищая интересы внутреннего рынка страны, запретил ввоз в страну иноземных кружевных вуалей.
С конца 15 в. в моду входят огромные воротники фрез, словно волной окружавшие шеи модниц и модников. Края их украшались зубчиками.
"Для создания зубчиков возникло известное "punto in aere"(стежки в воздухе), а затейливые кружевницы стали делать эти зубчики шире и шире, придумывая виртуозные узоры, соединяя их тончайшими нитками, вплетая в них конский или даже .человеческий волос для придания рельефности цветочным и растительным орнаментам."
Венецианские орнаменты и узоры кружев соединялись в тончайшие нитки-связки. Такой тип кружев получил название гипюр.
Для коронации Ричарда III в 1493 году роскошные полотна кружев и гипюра были доставлены по заказу в Англию .
"Итальянские кружева отличались неповторимым изяществом и высоким художественным мастерством. За них платились баснословные деньги и вскоре во многих странах стали появляться законы, ограничивающие потребление столь дорогостоящих украшений. Художники в угоду богатым заказчикам изощрялись в изобретении новых рисунков. Кружевам давались названия и имена, самым известным был гипюр "point de rose”."
Первая половина 18в. ознаменовалась переходом к тюлевому кружеву, в коем орнамент переплетается тончайшей сетью c тюлем, образуя мелкие ячейки одинаковой формы.
"Обусловлено это изменениями, произошедшими в художественном стиле XVIII века. Невесомые и изящные орнаменты стиля рококо сменили пышный, но тяжеловесный орнамент стиля барокко.Главным кружевным центром Фландрии становится Брюссель. А вот самое популярное плетеное фламандское кружево становится известно в Европе как англеттер (английское). Объяснялось это продолжающимся запретом на ввоз импортных кружев в Англию. Но так как фламандские кружева были лучше английских,спрос на них был очень велик, и купцы прибегали к контрабанде и продавали фламандское кружево как английское."
Брюссельские коклюшечные кружева славилось тем, что фон и орнамент плелись одновременно. Пока техника не была полностью освоена - плелись такие кружева очень долго.
Но в серединв 18 в. технологию значительно упростили.
Славилось и флорентийское кружево малин.
Русское кружево
В России самые ранние кружева были металлическими. Их изготавливали из золотых и серебряных ниток. Для этой работы тщательно отбирались девушки из крепостных и ценились мастерицы на вес золота. Многие девушки мечтали стать кружевницами, да не многие знали как тяжело это ремесло.
Сбывшаяся мечта иной раз становилась трагедией: многие мастерицы в раннем возрасте теряли зрение из-за постоянного напряжения глаз во время работы. У всех без исключения девушек болели спины и руки. Но то, что они создавали своими руками - было восхитительно!
Помимо национального плетения, владели русские кружевницы мастерством венецианок и француженок.
Отличить кружева, выполненные русскими девушками от настоящих флорентийских или французских было практически невозможно.
В начале 19 века начали появляться кружевные промыслы в разных городах России.-Славились своим мастерством кружевницы из Рязани, Вятки, Вологды, Тулы.
Интересен тот факт, что в каждой области были свои техники, приемы, секреты, по коим и можно было узнать их происхождение.
Отмена крепостничества на Руси привела к резкому сокращению плетения кружев. Когда мастерство начало вновь возрождаться - отличительные черты кружева разных областей настолько переплелись, что стали практически неразличимы. В 1883 году В Петербурге открыта была Мариинская практическая школа кружевниц. Там обучались самые способные девушки из различных губерний. Русское кружево пользовалось колоссальным успехом не только на территории России, но и во всём мире.
В тридцатых годах 19-го века произошло важное событие в мире моды. Был впервые соткан машинный тюль.
Это значительно упростило и удешевило изготовление кружев.
Машинное кружево изготавливали из хлопчатобумажных ниток, и по этой причине оно было лишено той эластичности, элегантности, пышности, упругости, невесомости и мягкости, за которые ценили кружева ручной работы.
Поэтому машина - машиной, а ручное кружево вё равно оставалось востребованным. Мода - явление уникальное, заставляющее многих скупых - становиться щедрыми, делающее из незаметных "серых мышек" - ярких элегантных красавиц… мода рождает и убивает, дарит и обделяет… поэтому сколько бы ни стоили кружева, изготовленными руками мастериц, они никогда не залёживались на прилавках модных салонов и магазинов.
При плетении бобинного кружева берётся множество нитей, каждую из них нужно наматать на отдельную коклюшку или бобину. Узор будущего орнамента предварительно рисуется на листе бумаги, после чего протыкается в тех местах, где следует вкалывать булавки, на которых будут задерживаться и скрепляться нити. Такие рисунки называют сколками.
"Кроме этого для мастерицы еще требуется подушка, на которую накалываются сколки; подушки бывают плоские, круглые, маленькие и большие, смотря по роду выплетаемого кружева. Например, в Бельгии иногда употребляют очень маленькие и плоские, скорее пяльца, чем подушки для отдельных цветов, вшиваемых потом на тюль, в Барселоне подушки очень длинные, а в Байе (Bayeux) они очень широки и применяются для производства тонкого кружева, требующего иногда до 600 коклюшек. Нити фиксируются в начале узора, хотя в процессе плетения нити можно добавлять или убирать. Для создания любой петли требуется как минимум две пары коклюшек, т.е. четыре нити.
После того, как петли сделаны, они удерживаются на месте булавками, прокалывающими сколок и прикрепляющими его к подушке.
Мотивы узора, которые можно подчеркнуть с помощью толстой нитки, обычно выполняются полотняным или ползаплетным плетением, но иногда используются и более сложные техники. После завершения плетения, кружево снимают с подушки и вынимают шпильки (булавки)."
Кружева… Веяния моды капризны и быстротечны. Но есть вещи, существующие вне времени и моды. Изящество, элегантность и красота кружева неоспоримы и вечны. Искусство рчного плетения кружев живо и по сей день, это одно из самых красивых и кропотливых занятий, какие только существуют в мире увлечений.